Психология счастья

Существует ли счастье? Что мы действительно знаем о нём? Может ли счастье быть абсолютным благом и смыслом жизни?

Если вы вспомните фильм Тарковского «Сталкер», где в некой запретной Зоне, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания. К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор, каждый по своим причинам. Ведет их туда Сталкер. Но герои не рискуют зайти в эту комнату, поскольку в ней исполняются глубинные истинные желания, а не те о которых принято говорить и говорит человек.








Все хотят счастья?!

Отвечая на вопросы:
Что я хочу?
Что я могу?
На что я могу надеяться? - вы удивитесь, что "хотелок" много, а чего на самом деле хочет тот или иной человек(Вы), докопаться очень сложно.

Что то существует вне меня и ограничивает и меня, и мои желания, и планы и проекты?

Так на что же может надеется человек? - Оказывается только на то, что он знает.

Далай-лама XIV говорит о том же. Человек ищущий знание найдет больше ответов для себя в поиске счастья. Он утверждает, что счастье человека как не удивительно в том, чтобы человек не навредил себе сам. Человек, умеющий сострадать, более счастливый, тк сострадание размягчает сердце, учит человека уходить от оценочного суждения и разделять себя и чужих.


Определение счастья
Счастье (праславянское «хороший» и «часть», то есть «хороший удел») - состояние, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего призвания, самореализации.

Также эмоция.

Анализ счастья начинается с разграничения двух принципиально различных по происхождению компонентов:
- того, что зависит от самого субъекта
- того, что от него не зависит

«К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь — внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь — это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в чёрных красках, если вашему сердцу чего-то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях». — Далай-лама XIV

счастье в философии
История понятия счастья, насчитывающая почти два тысячелетия. На первых порах счастьем называли удачу, везение. Греческие философы ввели понятия гедонизм и эвдемонизм для описания счастья. В течение долгого времени, включая значительную часть эпохи античности и средние века, счастье означало лишь хорошее состояние человека, или обладание наивысшими достоинствами и благами. Во все века счастье так или иначе сводилось к получению удовольствия.

Развитие античного эвдемонизма

Древние греческие философы пользовались уже в свое время шестью понятиями, которые в настоящее время выступают под названием счастье. В частности, это благоприятная судьба (ευ̉τυχία – понятие еще дофилософское), блаженство (μακαριότης – в мифологии, а потом и в философии), удовлетворение жизнью (ευ̉εστω – у Демокрита), обладание наиценнейшими благами (ευ̉δαιμονία – у Аристотеля и его последователей), гедонизм (ἡδονή - «наслаждение, удовольствие» у Аристиппа).

Важное понятие, соответствующее современному видению, употреблялось в греческой философии в течение веков и относилось к философской традиции античного эвдемонизма (от греч. εὐδαιμονία – счастье). Это этическая традиция и жизненная установка, согласно которым единственным или высшим (более предпочтительным, чем все остальные) человеческим благом является счастье.

Демокрит и Аристотель были приверженцами этой традиции. Именно они пришли к убеждению, что счастье, в сущности, дело рук человека. Такое понимание счастья уже означало, что блага (духовные и моральные) находятся в самом человеке и от него главным образом и зависят.

Счастье с позиции Аристотеля было обусловлено привычкой у индивида поступать правильно, руководствуясь добродетелями: благодеянием, совестью, моралью и самодисциплиной, для чего ему необходимо было поступать разумно, принимать решения следуя добродетелям.

Одним из критиков эвдемонизма в этике был Иммануил Кант, полагавший, что мотивом по-настоящему морального поступка может быть только долг, но не стремление к счастью. По его мнению проблема счастья заключается в том, что «это неопределенное понятие, которого желает достичь каждый человек, но он никогда не скажет точно, чего он действительно желает и хочет». Это потому, что все элементы счастья — эмпирические и решительно детерминированные. Все, что делает нас счастливыми, — любовь, деньги, здоровье — конечно, и может быть немного лучше. По словам Канта, мы никогда не надеемся «достичь совокупности ряда следствий, которые на самом деле бесконечны».

В современной психологии такое направление как позитивная психология ведёт свою историю от учений древнегреческих философов об эвдаймонии.

В восточной философии к эвдемонистическому учению можно отнести буддизм с его постулатом об избавлении от всех страданий с целью достижения нирваны. По словам Далай-ламы XIV «Основная цель человеческой жизни — счастье. Это очевидно. Независимо от того, кто мы — атеисты или верующие, буддисты или христиане, — все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Таким образом, по моему мнению, основное движение в нашей жизни — это движение к счастью…».

Представители эвдемонизма также были: Вольтер, Гольбах, Дидро,
Монтень, Сенека, стоики, Спиноза, Фома Аквинский, Эпикур, и др.

Гедонизм
Учение о счастье, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни (остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.) сформулировал критерии удовольствия: собственное,

физическое, положительное, преходящее.


В традиционных обществах имелся недостаток ресурсов, и гедонизм не получил широкого распространения. В Древней Греции, где зародилась эта концепция, она подвергалась критике и рассматривалась философски, а не как примитивный призыв к увеличению потребления удовольствий.

Вместе с тем поведение людей мотивировано удовольствием во все времена и гедонизм вновь возвращается, развивается и меняется. Гоббс, Гельвеций, Спиноза полагали, что удовольствие возможно наслаждаться без ущерба для окружающих. Такое понимание вылилось в концепцию разумного эгоизма (где между благом личным и общественным не проводилась разделительная черта), а также стимулировало развитие идей либерализма и зарождение философии утилитаризма (где морально все, что полезно и ведет ко всеобщему счастью).

В до- и индустриальном обществе удовольствия ограничивались этикой по принципу «делу — время, потехе — час». Затем сформировалась протестантская этика, которая провозглашала рациональное использование богатства как признака религиозной избранности, а не источника получения удовольствий. Наличие даже значительного капитала не означало возможности имманентной праздности.

Однако современный мир в развитых странах не испытывает недостатка ресурсов, а общественная либеральная этика положительно относится к росту потребления. Когда эта тенденция только намечалась, Герберт Маркузе счёл основной чертой современного ему общества утверждение нарциссизма, а Эрих Фромм — становление радикального гедонизма. При этом нарциссизм и гедонизм тесно связаны между собой, являясь проявлениями единого процесса и усиливая друг друга на фоне массовой культуры, нивелирующей значение ценностей, отличных от материальных и от получения примитивных удовольствий животного уровня.



счастье в
психологии

XX век

Трагические исторические события, утраты человеческие, материальные и нравственные. Духовный кризис человека. Потеря внутреннего «я». Невозможность понять все это ни с помощью разума ни с помощью науки, что приводит к поиску и экзистенциализма.


Экзистенциальная психология - подход, основанный на философии жизни, которая помогала выживать в нацистских застенках и сохранять человечность и осмысленность даже в нечеловеческих условиях.


Направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, возникшее в русле философии экзистенциализма С. Керкегора, М. Хайдеггера и Жана Поля Сартра и феноменологической психологии Эдмунда Гуссерля.

Все они поднимали вопросы бытия человека в мире, его связанности с ним, попыток быть самим собой, поиск ценностей, совести, трансценденции и смысла человеческой жизни.



в 1930-1960-е годы стали появляться первые психологические школы, которые связывали экзистенциальную философию с психологией.

Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии.
Особое внимание уделяется свободе человека и таким его способностям, как принятие решений, работа над ответственностью, поиск смысла, обретение собственной позиции по отношению к ситуации и достижение внутреннего согласия и гармонии.

Первыми сломались те, кто верил, что скоро все закончится.
Потом - те, кто не верил, что это когда-то закончится.
Выжили те, кто сфокусировался на своих делах, без ожиданий того, что ещё может случится.

Виктор Франкл (Viktor Emil Frankl)


1905, Вена, Австро-Венгрия — 1997, Вена, Австрия

Австрийский психиатр, психолог, философ и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря, около 3 лет. Известен как создатель логотерапии (буквально: исцеление смыслом) — направления в экзистенциальной психологии и психотерапии и как основатель третьей венской школы (после психоанализа Фрейда и индивидуальной психологии Адлера).


Счастье является одной из центральных категорий в логотерапии.

В основе подлинного счастья согласно Франклу лежит состояние поиска смысла и его реализация. А счастье есть все лишь побочный эффект исполнения этого смысла. Счастлив тот человек, который внутренне удовлетворен условиями своего бытия, жизнь которого наполнена смыслом, который понимает, для чего он существует, в жизни которого есть цели и ценности.

Счастье в понимании логотерапии Виктора Франкла



В контексте своего подхода к психотерапии (логотерапии) В. Франкл противопоставлял стремление человека к смыслу стремлению к чувственному удовольствию, на котором сосредоточен фрейдовский психоанализ и стремлению к превосходству (или власти), на котором сосредоточена адлеровская психология.


> Франкл указывает, что стремление к удовольствию и стремление к власти возникают в результате подавления стремления к смыслу.


Тема счастья наиболее глубоко раскрывается В.Франклом в его книгах «Страдания от бессмысленности жизни», «Воля к смыслу», «Человек в поисках смысла» и представлена им в схеме, получившей название «треугольная модель счастья».


Франкл утверждает, что человек существует в синтезе трёх онтологических измерений (уровней существования): физического, психического и ноэтического.


1) Как существо телесно-физическое, он стремится к поддержанию телесного здоровья, удовлетворяет свои физические потребности.


2) Под психическим уровнем понимается сфера душевного состояния, эмоций, чувств, инстинктов, желаний, аффектов, а также умственные способности человека, его модели поведения.


3) Существует ещё третье ноэтическое (духовное) измерение, его Франкл видит как «собственно человеческое». Именно здесь находятся такие категории, как: Совесть, Красота, Добро, Любовь, Смысл, Свобода, Семья, Дружба, Родина и др.


Следует отметить, что комфорт, благополучие, наслаждение, удовольствие на физическом уровне очень важны и имеют свою ценность. Особенно в нашей скоростной жизни человеку бывают просто необходимы моменты, когда он может остановиться и отдохнуть: выпить чашку ароматного кофе, расслабиться в сауне, прогуляться в парке, сходить в спортзал и т.д. И это одно из возможных физиологических проявлений счастья, но это не тождественные категории. Если они становятся для человека центральными, если он живёт «ориентацией на удовольствие», происходит довольно быстрая деградация.


Проявление благополучия (счастья) на психологическом уровне также имеет свои особенности. Как существо психическое, человек стремится к положительным чувствам (радости, веселью, восторгу, интересу, спокойствию, умиротворению), к эмоциональному равновесию, отсутствию внешнего давления, к комфорту в социальных отношениях. Благополучие на психическом уровне важно, и оно одно из возможных проявлений счастья; но оно не тождественно подлинному счастью.


Проявление благополучия на ноэтическом (духовном)уровне принципиально иное. Если категории, находящиеся в данном измерении (Свобода, Красота, Совесть, Смысл и т. д.), становятся для человека ценностью, он стремится к их достижению (переживанию, проживанию, реализации) как к некой цели. И тогда он может отложить потребности и физического, и психического измерений ради более высоких ценностей. Чем более высокую цель ставит перед собой человек, чем больший смысл на её реализацию — тем более целостным и счастливым является. Именно счастье (благополучие), проявленное в ноэтическом является для Франкла подлинным счастьем.


Обсудим механизмы достижения счастья:


С точки зрения Франкла, единственный путь достижения счастья – это стремление к смыслу, реализация той задачи, которая имеет для человека значение и смысл. И тогда счастье будет всего лишь побочным эффектом исполнения смысла.


Однако нередко человек осознанно или неосознанно совершает подмену: он стремится не к счастью, а к состоянию удовольствия и благополучия, и идёт по самому простому и очевидному пути – стремится получить счастье напрямую (так называемая «погоня за счастьем»).


Слабой стороной является то, что находящийся в «погоне за счастьем» столь центрирован на достижении своей цели, что недостаточно чувствителен к условиям вокруг; это делает его изолированным и исключённым из окружающей его реальной жизни.


Кроме того, чрезмерная фиксация на цели, на желаемом, на том, что с точки зрения человека должно принести ему счастье, удерживает человека в напряженном состоянии, не даёт возможности расслабиться, вызывает тревогу. Другими словами, само «стремление к счастью» мешает счастью.


Франкл приводит максиму Кьеркегора: «Дверь к счастью открывается наружу». И тот, кто, пытаясь открыть эту дверь, тянет её на себя, только ещё плотнее закрывает её! Человек, который отчаянно рвётся к ощущению счастья, таким образом, отрезает себе к нему дорогу. В конце концов оказывается, что никакое стремление к счастью само по себе не может быть ни основным принципом, ни предельной целью человеческой жизни.


Единственный путь достижения счастья — реализация смысла. Франкл уверен, что у нормального человека ощущение удовольствия возникает лишь в виде побочного эффекта при выполнении своего предназначения и благодаря близости с другим человеком, с другими людьми. Человек испытывает счастье не как состояние, которого он хотел целенаправленно достичь. Но как своеобразный бонус, побочный эффект реализации смысла.


В логотерапии особое внимание уделяется умению испытывать счастье в несчастье, способность увидеть смысл страданий и лишений. У человека есть возможность совершить коперниковский поворот (иногда его называют франкловским поворотом) и увидеть смысл того, зачем ему довелось это пережить. И быть благодарным.


Ещё следует отметить, что между масштабом смысла и глубиной счастья существует определённая связь. Чем более высока и масштабна цель, чем большее значение она имеет, чем больше труда в неё было вложено, тем большее счастье испытывает человек. В этом контексте уместно вспомнить притчу о трёх строителях:


Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики.

Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.

— Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня, — сказал тот со злобой.

Монах подошёл ко второму каменщику и спросил его о том же.

— Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать, — сдержанно ответил он.

Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.

— Со стороны кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, — улыбнувшись, ответил третий каменщик.


Как мы видим, люди могут находиться абсолютно в одинаковых условиях, но видеть разные ценности и, соответственно, распознавать различные смыслы. В первом случае человек не находит никакой ценности в производимой им работе, ни смысла в своих действиях. Он жалуется на муки и лишения физического и психического уровней. Во втором каменщик говорит о ценности благополучия своей семьи; в третьем звучит тема Служения человечеству. Когда максимальное благополучие связано не только с сиюминутными потребностями, касающимися самого человека, но ориентировано на его будущее, помощь другим людям, заботу о мире, — очевидно, что переживание счастья будет более наиболее сильным.


Многие люди счастливы, но не все об этом знают.

Альфрид Лэнгле (Alfried Längle)


родился 27 марта 1951 года в Гётцисе, Австрия.

Австрийский психотерапевт, клинический психолог, профессор медицины и философии, ученик Виктора Франкла, основатель Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа GLE-International.


Автор нескольких книг и большого числа статей, посвященных теории и практике экзистенциального анализа(GLE). Разработал оригинальную теорию экзистенциальной мотивации. В течении последних 20 лет предпринимает активные попытки по институализации метода Экзистенциального анализа и его распространению.

Экзистенциальное счастье — это счастье посреди жизни. Счастье, когда мы можем находиться в центре жизни, быть направленными всем сердцем на хорошее и прекрасное, несмотря на все тяжелое и печальное. Это счастье, такое бытие счастливым действительно в значительной степени находится в наших собственных руках. С экзистенциальной точки зрения, «каждый является кузнецом своего счастья».


Счастье двулико и отражает, с одной стороны, активность, усилия, а с другой — что-то, что приходит откуда-то ещё: случай, фортуну, милость, судьбу. Каждый человек — «кузнец своего счастья», но кузнец не производит железо, которое куёт. Счастье также находится «в Божьих руках» или зависит от «игры случая», поэтому оно всегда рассматривается как граница экзистенции.

С бытием-счастливым дело обстоит так же, как и с олимпийским девизом: «Главное — участие». В личной жизни счастье — быть у себя с собой, прожить жизнь вместе с собой. Такое счастье не зависит от успеха. Главное — участие! Главное — что-то прожить! Главное — сделать что-то!

Это счастье — жить. Счастье находиться в этой динамике. Это счастье — прожить что-то. Принять свои решения: те, которые подходят мне, воспроизводят меня, отражают, выражают меня. Это счастье — пойти на свои отношения. Остаться верным себе, открыть себя в этом. Это счастье — быть хорошим для чего-то.

Счастье человека — это умение жить с внутренним согласием.

Счастье в своей структуре преломляется на четырёх уровнях:

1. Это означает, что мы можем принять то, что есть, позволяем этому быть.

2. Это также означает, что нам нравится то, чем мы занимаемся, что мы заботимся о таком отношении с жизнью, благодаря которому всегда можем чувствовать ее ценность.

3. Это значит, что у нас также есть право делать то, что мы делаем, т.е. мы можем идентифицировать себя с этим, ощущаем это созвучным себе, важным для себя и других.

4. И наконец, это означает способность ощущать себя запрошенным, потому что то, что мы делаем, значимо не только для нас самих, но и для чего-то иного или для других людей — поэтому это делать необходимо.

Такое умение внутренне принимать участие в собственной жизни — экзистенциальное счастье! Счастье, если мы можем жить с самоотдачей! В самоотдаче, при выполнении какой-то задачи, в какой-либо активности жизнь приобретает смысл. Для счастья человеку нужен смысл — отсутствие смысла, бессмысленная жизнь никогда не делает человека счастливым. Чтобы быть счастливым, также требуется личный рост, созревание.

Принцип удовольствия не подразумевает бытие-счастливым. С психодинамической точки зрения существует только удовлетворение потребностей. В отличие от удовольствия, бытие-счастливым, очевидно, располагается на другом уровне. Его следует понимать как экзистенциальную категорию, т.е. оно требует принятия персональных решений по поводу прочувствованных ценностей и соотнесения с собственной сущностью

Согласно экзистенциальному взгляду бытие-счастливым представляет собой переживание исполненности. Иными словами: тот, кто счастлив, переживает себя и свое существование как «исполненное». Что это такое, что может наполнять нас? Наполняющее содержание — это переживания или деятельность, которую мы чувствуем ценной и на которую идём. Это может быть встреча, музыка, работа, солнечное утро — для нахождения счастья в нашем распоряжении находится всё богатство бытия. Таким образом, бытие-счастливым — это чувство, которое мы получаем посредством ценного содержания, это радость от прочувствованной ценности. Согласно теории экзистенциального анализа самыми важными содержаниями для этого являются: здоровье и реальная защита бытия, гармоничные отношения, внутреннее согласие с самим собой и видение смысла в жизни.

Можно обобщить все это в простой формулировке: быть счастливым означает, в конечном счете, уметь радоваться жизни.

Вместе с тем, чувство счастья и радости не может быть вызвано преднамеренно. Наполняет ли нас ценность, делает ли счастливыми, зависит не только от нашего решения. Счастлив ли я со своей женой или нет, определяется многими действиями, отношениями, усилиями и т.д. Но в том-то и дело, что не только ими — в этом содержится и соответствующая мера «везения», то самое благоприятное стечение обстоятельств, «кайроса», хорошего случая, которые и определяют не зависящую от меня часть успеха.




Счастье – это отсутствие сожалений

Ирвин Дэвид Ялом (англ. Irvin David Yalom; 13 июня 1931, Вашингтон, США) — американский психиатр и психотерапевт, доктор медицины, профессор психиатрии Стэнфордского университета; известен как автор научно-популярной и художественной литературы.


Ирвин Ялом является последовательным противником деиндивидуализирующего, бюрократического, формального подхода в психотерапии. Особенно резко выступал против (как он сам называл) «краткосрочной диагноз-ориентированной терапии». «Краткосрочная диагноз-ориентированная терапия», по Ялому, функционирует на коммерческой основе и базируется на узких, формальных диагнозах. Это односторонняя, управляемая протоколом «терапия для всех», без учёта индивидуальности. Ялом полагал, прежде всего, что для каждого пациента должна изобретаться новая психотерапия, потому что у каждого есть уникальная история. Основой этой «новой» терапии служит терапия, построенная на межличностных взаимоотношениях «здесь и сейчас» пациента и психотерапевта, на их взаимных откровениях. В своих работах Ялом прошел путь от психоаналитика до экзистенциально-гуманистического психотерапевта.

"Какое определение я бы дал счастью? Я чувствую себя довольно счастливым сейчас, на этом этапе своей жизни.

Думаю, для меня счастье напрямую связано с тем обстоятельством, что я мало о чем жалею. Я очень много работаю над сожалениями в терапии. Я говорю пациенту: «Как прожить жизнь, в которой не будет сожалений? Если я увижусь с вами через год, какие новые сожаления накопятся за это время в вашей жизни?» Мое кредо – жить без сожалений. Реализовать себя. Иметь любящие отношения с другими. Помогать другим людям, моим пациентам, помогать своим детям. Делать мир лучше. И быть наилучшим писателем, насколько это для меня возможно, но это часть самореализации".


ИРВИН ЯЛОМ
Если вы планируете быть чем-то меньшим, чем вы способны быть, вы, вероятно, будете несчастливы все дни своей жизни.

АБРАХАМ МАСЛОУ


Величайшим вкладом в психологию Абрахамом Маслоу является его теория иерархии потребностей (пирамида Маслоу»), предложенная им в 1943 г. Он считал, что человек, стремясь к самоактуализации, становится тем, кем он может и должен стать, что позволяет жить в гармонии с самим собой. Каждая ступень в пирамиде — уровень потребностей. Потребности удовлетворяются от простых к более высоким, стремление к более высоким появляется после удовлетворения более простых.

Лишь после того как удовлетворены все предыдущие уровни пирамиды, на повестке дня возникает основная, высшая, по мнению Маслоу, потребность человека – в полном раскрытии своих лучших качеств и талантов или, как назвал ее он сам, потребность в самоактуализации.

Именно в этом, по его мнению, заключается предназначение каждого человека, и только после самоактуализации мы можем говорить о жизненном успехе.


Глядя, на таблицу Маслоу хотелось бы сказать, что счастье по нашему мнению возможно при реализации всех потребностей на таблице на каждой из ступени.


счастье в социальной
психологии
раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы.
Майкл Аргайл (Michael Argyle, 11 августа 1925 г. - 6 сентября 2002 г., Ноттингем, Англия) - известный социальный психолог, профессор Оксфордского университета.

Строго придерживаясь экспериментальных методов в социальной психологии М. Аргайл был известным специалистом. Разрабатывал темы социальных навыков, психологии религии, психологии счастья, невербальной коммуникации, межличностного общения, психологии и социологии семьи.



М. Аргайл проводил фундаментальное исследование «счастья/субъективного благополучия/психологического благополучия» в гедонистическом подходе, о чем его популярный труд «Психология счастья».

В нем он обобщает многочисленные социально-психологические опросы, проводимые во многих странах, начиная с 60-х годов.

В этом исследовании выявлены составляющие благосостояния и счастья независимых друг от друга величин «эмоциональное» и «когнитивное».

Основополагающим компонентом субъективного благополучия вывел когнитивный аспект, определяя его как «Удовлетворенность – это рефлексивная оценка, суждение о том, насколько все было и остается благополучным».

Аргайл представляет собственную модель общего порядка:
«Степень удовлетворенности человека непосредственно зависит от того, насколько жизненные условия в настоящий момент удалены от желаемого, а также от притязаний человека, сравнения себя с другими людьми».

Определяя свое понимание счастья, М. Аргайл выделяет четыре его составляющих:
1) удовлетворённость жизнью и ее составляющими сферами (в конкретных областях, например работой, супружеством, здоровьем, собственной значимостью, компетентностью, самовыражением);

2) положительные эмоции (чувство душевного подъема и другие положительные эмоции, о которых обычно говорят, вспоминая свое настроение или счастливые моменты на протяжении нескольких последних недель);

3) стресс, в том числе тревожность и депрессию, состояние психического напряжения (в том числе эмоциональной напряженности), возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях - как в повседневной жизни, так и в особо напряженных ситуациях, как правило, под влиянием таких факторов, как повышенная ответственность, острая перегрузка в условиях дефицита времени, опасность и т.д. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее воздействие на деятельность, так и отрицательное (дистресс), вплоть до полной ее дезорганизации. Измеряемая величина здесь основывается на представлениях о несчастье, угнетенности и раздраженности, степени беспокойства, тревожности.


4) здоровье, которое соотносится с каждым из трёх предыдущих, находится в тесной связи с другими и является одновременно и причиной, и следствием этих величин

Арглайл выделяет следующие ПРОБЛЕМЫ при исследовании удовлетворённости:

  • субъективное мнение каждого, его уникальность, различие мнений (разное представление «очень доволен»)
  • тенденция к большему количеству счастливых ответов и к редкому признанию в депрессивных, тревожных мыслях, или в отсутствии у себя здоровья.
  • различная полярность эмоций может быть ситуативной кратковременной.

Важнейшим фактором счастья автор считает социальные связи, внутри которых он выделяет внутрисемейные, супружеские, и дружеские связи. Аргайл приводит коэффициенты корреляции, показывающие влияние различных видов социальных связей на удовлетворенность жизнью: семейная жизнь 0,41, брак 0,36, дружба 0,26, община 0,25, организации 0,12.

Наиболее значимыми М. Аргайл считает родственные связи, которые он характеризует, как «очень крепкие, продолжительные привязанности, которые выражаются в пожизненном внимании и заботе, удовольствии от общения друг с другом».


Анализируя другой важный фактор – работу, М. Аргайл выделяет несколько источников удовлетворенности: во-первых, материальное поощрение, во-вторых, социально-психологические составляющие, такие, как социальный статус, разнообразие, эмоциональный фон, общение с сотрудниками, общественная ценность труда, удовлетворенность руководителями и их социальная поддержка, возможности продвижения по службе.

Говоря о важности удовлетворенностью работой, М. Аргайл приводит следующие данные: «связь продолжительности жизни рабочих с удовлетворенностью работой (r=0,26) сильнее, чем связи с физическими условиями труда (r=0,21). Существует также прямая связь между неудовлетворенностью работой и сердечными заболеваниями (r=0,83).

Автор рассматривает и разрушительное для удовлетворенности влияние безработицы, негативно влияющей не только на материальное благополучие, но и на ухудшение социально-психологических факторов, таких, как социальный статус, снижение контактов, психологическая напряженность в семье, увеличение психологических расстройств, повышение количества самоубийств. Анализируя последствия безработицы, М. Аргайл говорит не только о необходимости социальной помощи, но и о социально-психологических мерах, которые становятся важной прикладной задачей психологии.
Также значимым фактором М. Аргайл считает социальное расслоение общества, связанное с квалифицированностью труда. Здесь автор выделяет экономическую составляющую как фон, способствующий формированию у низших классов подверженности к стрессам, напряженности и, как результат, к психологическим расстройствам.

Интересны данные, касающиеся социально-психологической роли религии, позитивно влияющей на здоровье и ощущение удовлетворенности жизнью в целом. Аргайл выделяет, во-первых, материальное влияние религии – верующие, в среднем, ведут более здоровый образ жизни, во-вторых, социальная поддержка, в-третьих, душевное спокойствие, снижающее напряжение и повышающее стрессоустойчивость, в-четвертых, чувство цели и смысла жизни.

При анализе данных о влиянии материального достатка и дохода на субъективное ощущение счастья, автор приходит к выводу, что оно не велико и имеет тенденцию к снижению. Значительные различия проявляются только при сравнении более высокооплачиваемых слоев население с низкооплачиваемыми, а внутри этих категорий влияние данного фактора незначительно. Так же незначительность фактора материального достатка подтверждается при сравнении данных стран, с разным уровнем благосостояния.

Кроме того, М. Аргайл делает парадоксальный вывод о том, что в странах, где наблюдается общий рост благосостояния, удовлетворенность жизнью снижается. Автор не дает ответа об истоках такого противоречия и оставляет вопрос открытым, предполагая, что его прояснение очень важно для понимания самой природы счастья.
Анализируя фактор материального достатка М. Аргайл, делает еще один парадоксальный вывод о том, что неожиданно разбогатевшие люди в среднем не становятся счастливее, так как ухудшаются и разрываются привычные социальные связи, что значительно снижает ощущение удовлетворенности от жизни в целом.




счастье в позитивной психологии
направление современной психологии, которое фокусируется на улучшении личного и общественного благополучия (англ. well-being), исследовании возможностей психологического саморазвития человека

Мартин Селигман (Martin E. P. Seligman)

родился 1942 г., Олбани, США


Американский психолог, основоположник позитивной психологии. Сформулировал феномен "выученная беспомощность".

Директор Центра позитивной психологии в Университете Пенсильвании, президент Американской психологической ассоциации в 1998 году.


Один из самых цитируемых психологов 20 века.




Селигман определил теорию счастья в трех его формах:
  • положительные эмоции,
  • вовлеченность и
  • смысл жизни.
Но выявив у этой теории недостатки решил ее заменить на теорию благополучия, указав, что она одномерна: это теория приятных ощущений, где мы выбираем максимально приятную жизнь

и добавляет формы
  • другие люди
  • достижения

Kаждый из пяти зиждется на достоинствах человека.

Благополучие не сводится ни к одной из составляющих, но каждая из них способствует ему.

Положительные эмоции – показывает, что мы думаем и чувствуем. У таких составляющих, как вовлеченность, смысл, взаимоотношения и достижения, есть объективные и субъективные компоненты. - благополучие не может существовать исключительно в вашем сознании.

Наши достоинства и положительные свойства (например, доброта, социальный интеллект, чувство юмора, смелость, честность и т. п. – всего их двадцать четыре) важны как основа вовлеченности. Согласно теории благополучия эти двадцать четыре свойства важны относительно каждого из пяти элементов, не только вовлеченности. Развитие ваших достоинств дает вам больше положительных эмоций, больше смысла, больше достижений и совершенствует отношения.

он описывает следующие факторы и предлагает их усилить.

согласно внешних обстоятельств желательно:
жить в богатой стране;
состоять в счастливом браке;
избегать неприятностей и отрицательных эмоций;
больше общаться с людьми;
верить в Бога.

согласно внутренних факторов:
- отказаться от идеи прошлое предопределяет будущее;
- благодарить за всё сделанное нам добро;
- прощать былые обиды;
- развивать в себе способность находить постоянные и универсальные объяснения для радостных событий и временные – для неприятных (формировать оптимизм "приобретенный");
- получать удовольствия от текущей жизни, избегая привыкания, смакуя и делясь своей радостью с окружающими;
- чаще пребывать в состоянии «потока», отдаваясь любимым занятиям, приносящим духовное удовлетворение (в этом состоянии исчезает ощущение времени);
- выявить свои сильнейшие достоинства и стараться полнее реализовать их в повседневной жизни (на работе, в любви, в воспитании детей);
- стремиться, чтобы жизнь была исполнена высшего смысла, то есть использовать свои лучшие качества во имя человеческого знания, могущества и праведности.


Путь к процветанию
Упражнения от Селигмана:
Чтобы улучшить настроение:

Сделайте хороший поступок (просто совершить добрый поступок, которого никто не ждет. Обратите внимание, как изменится ваше настроение);

Чтобы развивать оптимизм, учиться замечать хорошее:

Заведите дневник, и записывается длительное время, чтобы было хорошего в вашем дне. (Селигман рекомендует это делать 6 месяцев, это учит человека замечать хорошее, обычно человек концентрируется на плохом);

Чтобы развивать вовлеченность, усиливать свои сильные качества:
Определите свои сильные стороны (пройти тест ключевые достоинства) и каждый день усиливайте их. (пример: отведите время, чтобы по-новому задействовать одно или несколько своих ключевых качеств (на работе, дома, во время отдыха), просто сделайте так, чтобы у вас была возможность проявить их. Например:
• Если у вас развиты творческие способности, можно каждый вечер по два часа работать над сценарием.
• Если ваша сильная сторона – надежда/оптимизм, можно выразить надежду на успех космической программы в колонке для местной газеты.
• Если ваше ключевое достоинство – чувство прекрасного, можно сменить привычный маршрут на более живописный, даже если дорога на работу и с работы займет на 20 минут дольше.
Лучше всего придумать этот новый способ самостоятельно. Напишите о своем опыте. Как вы чувствовали себя до, во время и после того, как оказались поглощены деятельностью? Была ли она сложной для вас? Простой? Быстро ли прошло время? Можете ли вы сказать, что занимались ею самозабвенно? Планируете ли вы повторить упражнение?)


МИХАЙ ЧИКСЕНТМИХАЙ

в потоке

Американский психолог венгерского происхождения.
Профессор психологии, бывший декан факультета Чикагского университета.

Автор теории «потока» — психологии оптимального переживания.

«Ученый, который одержим счастьем» (Газета New York Times)

Американский психолог Михай Чиксентмихайи провёл множество исследований и обнаружил состояние оптимального переживания — состояние потока - полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени. (Причем, представители совершенно разных профессий и видов деятельности описывали это состояние одинаково: художник пишущий картину; шахматист, который с нетерпением ждет хода своего соперника, параллельно планируя свой ответ; студент, с воодушевлением готовящий учебный доклад).

«Счастье — это вовсе не то, что с нами случается. Это не результат везения или счастливой случайности. Его нельзя купить за деньги или добиться силой.
Счастье — это состояние, к которому каждый должен готовиться, выращивать его и хранить внутри себя.»

Чтобы достичь потока нужны, в частности,
  • четкая цель и максимальная сосредоточенность на ней.
  • ставить цель немного выше чем ваш уровень мастерства (радость от повышения уровня своих возможностей)
  • управлять своим сознанием, осознанно фокусировать внимание, абстрагироваться от отвлекающих факторов, сохранять концентрацию

Аутолетическая личность как фактор переживания потока:
Наша способность регулярно входить в состояние Потока (и, как следствие, испытывать больше радости) во многом зависит от того, являемся ли мы аутолетическими личностями. Это понятие означает личность, цели которой порождены его внутренним миром, а не заданы генетическими программами и социальными стереотипами, как у большинства людей».

Смысл жизни как фактор переживания потока.
Необходимо иметь глобальную систему взаимосвязанных жизненных целей, которая способна придать общий смысл каждому конкретному делу, которым занимается человек, чтобы превратить всю свою жизнь в одно яркое и захватывающее «потоковое» переживание.

Исследования показали, что в отношении людей к тому, чем они зарабатывают на жизнь, нередко присутствует странный конфликт. С одной стороны, люди, как правило, отмечали, что порой самые положительные переживания у них связаны именно с работой. Казалось бы, из этого должно следовать, что они хотят работать и имеют высокую мотивацию. Однако чаще всего они говорили, что предпочли бы не работать, что их мотивация трудиться низка. Такое же противоречие существует и в отношении к досугу: в то время, когда они, казалось бы, должны наслаждаться заслуженным отдыхом, люди чаще всего отмечают у себя на удивление плохое настроение — и тем не менее продолжают желать увеличения времени для досуга». Скорее всего, это потому, что часто мы до конца даже не представляем, что именно делает нас счастливыми.



гормоны

парадоксы счастья:
«Люди рождены для счастья, как птицы для полета».
Владимир Короленко (1853-1821 гг.). рассказ Парадокс

Два мальчики были призваны, чтобы участвовать в цирковом уличном представлении. Где они увидели калеку без рук с очень длинными тонкими ногами, который не мог ходить (автор его называет феномен), который развлекал публику. Представление было в том, что этот феномен на публике рисовал, мог расчесаться ногами или почистить зубы. И вот в записке мальчикам он написал: Люди рождены для счастья, как птицы для полета.

1) Доказано, что пары с детьми в среднем менее счастливы и довольны жизнью, чем бездетные пары. Если бы эволюция зависела от максимизации счастья, человечество давно бы вымерло. Поэтому очевидно: либо мы пребываем в заблуждении, что дети приносят удовлетворенность жизнью, либо мы продолжаем род, исходя из иных соображений.

Руководствуясь теорией счастья, некоторые пары могут остаться бездетными. Если мы расширим свои представления о благополучии за счет смысла жизни и отношений с людьми, станет понятно, зачем нам дети.


2) В 1964 г. Брадберн сделал интересное открытие. Оно заключалось в том, что счастье не есть противоположность несчастью.

Чувствовать себя счастливым и несчастливым одновременно невозможно. В 1983 г. новозеландские исследователи Камманн и Флетт (1983) сконструировали шкалы для измерения позитивных и негативных переживаний. Испытуемых просили сообщать о частоте смены этих чувств. Связь данных по позитивной и негативной шкалам оказалась отрицательной (коэффициент корреляции).

Существует определенная независимость между позитивными и негативными чувствами, которая связана с тем, что в их основе лежат разные факторы. Частичная независимость позитивных и негативных влияний также была выявлена в сфере удовлетворенности супружеством. Партнеры могут испытывать друг к другу как сильные положительные чувства (например, связанные с частотой интимных отношений), так и негативные (например, зависящие от частоты ссор) (Argyle and Henderson, 1985). И все же соединить эти противоположные чувства в рамках одного обследования возможно, и это подтверждается опытом многих исследователей.

3) Люди, состоящие в браке, в меньшей степени страдают психическими расстройствами, чем те, которые никогда не состояли в браке, супруги, живущие раздельно, разведенные или овдовевшие. Но мы помним, что здоровье, важный фактор, влияющий на ощущение удовлетворенности. Например, вероятность психических расстройств у мужчин, никогда не состоявщих в браке, в 3,13 раза выше, чем у женатых мужчин.

Согласно исследованиям мужчины получают от брака больше, чем женщины.

4) парадоксальный вывод о том, что в странах, где наблюдается общий рост благосостояния, удовлетворенность жизнью снижается. Отсылка к исследованию ООН.

5) Согласно статистике, оптимисты и позитивно настроенные люди живут дольше и болеют меньше. Веселые люди помнят больше приятных событий и легче забывают неприятные, депрессивные люди фиксируют и то, и другое в равной степени.

6) Меланхолики и пессимисты воспринимают реальность объективно, не становясь от этого счастливее.

7) Оптимизм — не врожденное свойство, а вполне достижимое состояние. В то же время оптимизм изначально закладывается генетически.

9) Позитивно настроенный человек способен сделать больше и отличается повышенным трудолюбием.


10) Уровень счастья не зависит от материального благосостояния, уровня дохода, возраста, образования, пола, климата или религии.


11) Положительные свойства могут быть связаны с прошлым, настоящим и будущим. С прошлым связаны удовлетворенность, чувство выполненного долга, гордость, спокойствие, с настоящим — радость, восторг, спокойствие, энтузиазм, возбуждение, любовь к жизни. К будущему относят оптимизм, надежду, уверенность в себе, веру. Все эти чувства могут быть настроены и усилены, тем самым увеличится уровень счастья.




Счастье очень противоречивый феномен. Люди безусловно хотят быть счастливыми, но вряд ли делают все возможное, чтобы к нему стремиться. Проблема счастья также заключается в том, что мы до конца даже не представляем, что именно делает нас счастливыми. Ощущение счастья по своей природе не может быть постоянным, как и ощущение радости. В нашей жизни как данность присутствуют отрицательные эмоции, сложные жизненные обстоятельства, болезнь и смерть. Они также являются составляющей счастья так, как позволяют ценить ощущение переживания счастья. Стоит отказаться от счастья как цели, но выбрать для себя цели в соответствии со своими ценностями. Развивая в себе достоинства для достижения своих целей вы обретете радость, приблизитесь к благополучию, бонусом будет переживание счастья.
ЧТО ПОЧИТАТЬ О СЧАСТЬЕ?

Предлагаем вам пройти тестирование
для измерения счастья

Оксфордский опросник счастья был разработан в конце 1980-х на кафедре экспериментальной психологии Оксфордского университета Майклом Аргайлом с коллегами. Методика предназначена для измерения счастья в целом, и основывается на опроснике депрессии Бека, из которого заимствована часть вопросов. Результаты представляются в процентах. В 2002 году Майлк Аргайл и Питер Хиллс предложили переработанный опросник (Oxford Happiness Questionnaire, OHQ). Индивидуальные варианты ответов были заменены на единую шестибалльную шкалу, а результаты представляются в виде итогового балла от 1 до 6.


пройти тест


Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург (Warwick-Edinburgh Mental Well-being Scale, WEMWBS) предназначена для оценки субъективного благополучия и сфокусирована на положительных аспектах психического здоровья. Это короткая и надежная шкала, открывающая большие возможности в качестве инструмента для мониторинга психического благополучия в общей популяции. Опросник позитивно сформулирован, демонстрирует положительные атрибуты благополучия и охватывает как гедонистические, так и эвдемонистические аспекты благополучия.


пройти тест

Анна Кузнецова
позитивный психолог, автор и ведущий тренингов "я хочу познакомиться", "разбуди свою Соманту"
Анна Кузнецова
позитивный психолог, автор и ведущий тренингов "я хочу познакомиться", "разбуди свою Соманту"
Made on
Tilda